NYSE и NASDAQ – история противостояния.

Во второй половине 1940-х годов Уолл-стрит пребывала в «тени 1929 года» - так коротко охарактеризовал ситуацию на биржевом рынке страны вице-президент NYSE Руд Лоренс. Великая Депрессия, одна из самых тяжелых страниц современной истории США и начавшая как раз с краха фондового рынка в 1929 году, стала началом серьезных изменений в биржевой торговле страны. После краха рынка ценных бумаг широкие слои населения не торопились приобретать биржевые акции, считая, что такое вложение денег очень рискованно и отнюдь не гарантирует прибыль. Объем торгов резко упал. Это позволило называть акции «горячими» - американцы отказывались от их покупки из-за страха «обжечься» и потерять с трудом заработанные деньги.

В результате 30-40-е годы XX века стали временем затишья на биржевом рынке США. Компании на Уолл-стрит даже не пытались привлечь индивидуальных инвесторов из числа простых американцев. Опасность новых судебных разбирательств и проверок, каковые имели место после краха рынка ценных бумаг в 1929 году, заставили биржевые компании максимально сократить или совсем приостановить рекламные кампании.

Лишь в 50-е годы биржевые компании, в числе которых была и NYSE, нашли способ активизировать свою деятельность по привлечению инвестиций. В рекламных роликах и текстах акции приравняли к товарам, в рекламных кампаниях которых необходимо указывать их опасное влияние на здоровье и благополучие человека – сигареты, алкоголь и азартные игры. В NYSE была разработана «стратегия четырех мер предосторожности», на основе которой проводились все рекламные кампании биржи.

Вице-президент NYSE Руд Лоренс в рекламе услуг своей компании призывал индивидуальных инвесторов к осторожности и благоразумию. Подобную тактику он использовал и в интервью, где однажды на вопрос ведущего, легко ли заработать миллион, ответил: “Я считаю, что это возможно, но я, конечно же, не буду советовать сделать это с помощью акций”.

Следующим шагом  в рекламной кампании стало утверждение отличий азартных игр, способных разорить американскую семью, и инвестиций в акции, которые напротив помогут укрепить будущее семьи и улучшить ее благосостояние. Одновременно с этим происходили и другие процессы, способствовавшие оживлению биржевого рынка США: рост экономики и биржевого рынка, инфляция и доходность альтернативных способов вложений. В результате сейчас США -  страна, где не менее половины взрослого населения является владельцем акций и участвует в играх на бирже.

Возвращение к жизни биржевого рынка страны привело в 60-х годах к серьезным изменениям его структуры и принципов функционирования. Революционное развитие новых технологий позволило свести информацию по всем биржам в единую систему, что в свою очередь давало возможность сравнения котировок на различных рынках.

Именно в это время появилась система NASDAQ. Это детище Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASD) было создано в 1971 году с целью, упорядочить хаотический внебиржевой рынок ценных бумаг.

NASDAQ совершила поразительный прорыв в развитии рынка. Ее создателям удалось связать воедино все разрозненные части внебиржевого рынка акций. Следует отметить, что в отличие от сегодняшнего дня, когда инвесторы считают внебиржевой рынок ценных бумаг вполне серьезным рынком, в 70-х годах внебиржевой рынок акций не имел и доли сегодняшнего уважение и доверия.  В то время он представлял собой группу сомнительных брокеров и столь же сомнительных акций, информацию о котировках которых найти было чрезвычайно трудно. Тем более удивительно, что эта система NASDAQ работала в отсутствии сегодняшних мощных компьютерных систем и глобальной сети Интернет.

Первоначально NASDAQ представляла собой лишь систему котировок. Однако даже такая информация позволяла уменьшить издержки по торговым операциям за счет сокращения спреда  между ценой покупки и продажи акций. В 1975 году NASDAQ полностью отделяется от внебиржевого рынка и добавляет к своим услугам поочередно информацию по объемам торгов, торговую систему и листинг.

80-е годы характеризовались ростом биржевого рынка ценных бумаг. Этому способствовали как технические достижения (появление первых компьютерных информационных систем), так и новые финансовые инструменты фьючерсы и опционы).

Цена за место на NYSE в сентябре 1987 года составляла $1,15 млн. Это позволяло надеяться, что рынок ожидают хорошие перспективы, а падение котировок акций не предвидится. Однако день 19 сентября 1987 года стал «черным понедельником» на биржевом рынке США. В этот день было зафиксировано максимальное падение индекса акций за всю историю. Индекс Dow Jones упал на 508 пунктов, что составляло 22%. В этот и последующий день объем торгов на NYSE составил шокирующие цифры в 604 и 608 миллионов акций соответственно. После «черного понедельника» руководство NYSE всерьез задумалось об установлении некоторых правил при ведении торгов. Для предотвращения повторения событий 19 сентября было принято решение об остановке торгов при снижении индекса более чем на 10 процентов.

«Черный понедельник» дал пищу для размышления и для NASDAQ. Стало очевидным, что телефонная связь не может гарантировать очередного «молчания» со стороны маркет мейкеров в случае повторения биржевого краха. Таким образом NASDAQ пришла к идее создания системы электронных торгов. С 1992 года в системе NASDAQ происходят изменения, повлекшие существенное увеличение объема торгов. Во-первых, NASDAQ начинает осуществлять торги в утренние часы, когда большинство американских бирж еще не работает. Во-вторых, строгая система листинга на бирже NYSE не позволяла участвовать в торгах многим молодым растущим компаниям. Поэтому для получения начального капитала они обращались к услугам NASDAQ.

Именно с 90-х годов начинает упорное противостояние двух лидеров в биржевой торговле США – NYSE и NASDAQ за IPO как американских, так и зарубежных компаний. Результатом этой борьбы стало совершенствование информационных и коммуникативных технологий, повлиявших на биржевые площадки всего мира.

В свете нарастающей популярности и развития системы NASDAQ компания NYSE не стояла на месте и отчаянно боролась за улучшение своих позиций на биржевом рынке страны. NYSE вела активную борьбу за первичное размещение акций как американских, так и зарубежных компаний. Однако достаточно часто в этом противостоянии она уступала своему главному конкуренту, получавшему IPO молодых быстроразвивающихся компаний. Осознав, что прогрессивные хайтек-компании, сейчас предпочитающие для получения прибыли продавать акции при помощи NASDAQ, могут восстановить былое величие NYSE, компания предпринимает решение приблизиться к IT-компаниям. Так NYSE открывает офис в Силиконовой долине – крупном скоплении современных хайтек-предприятий, расположившемуся к югу от Сан-Франциско. Вместе с привлечением молодых компаний, NYSE также старается не упустить внимание компаний реального сектора, увеличив вдвое свои рекламные бюджеты. В рекламных кампаниях конца 90-х годов NYSE позиционируется в качестве престижной биржи с длительной историей и традициями. Ставка на историю и престиж не мешает NYSE вводить новшества – так в 2000 году вводится практика десятичных дробей, уже давно заменивших обычные дроби на крупнейших мировых биржах.

Однако главное принципиальное отличие в работе NYSE и NASDAQ оставалось прежним – профессиональные дилеры первой противостояли электронной системе второй. Зальный механизм аукционных торгов NYSE некоторые считали безнадежно устаревшим. И разговоры о потерянном влиянии NYSE на биржевой рынок продолжались вплоть до 2000 года.

Однако в начале XXI века у NYSE появился хороший шанс изменить положение вещей и развернуть ситуацию в свою сторону. Этот шанс Нью-Йоркской бирже подарил лопнувший Интернет-пузырь 2000 года. Тогда произошло резкое падение котировок акций IT-компаний, «утащившее» индекс NASDAQ вниз более чем на 2/3. NYSE использовала представившийся шанс и постаралась вырваться вперед в условиях ослабления позиции конкурента.  Прежде всего, компания выпустила пилотную версию электронной системы торгов, добавив ее к уже существующему механизму зального аукциона.

В марте 2006 года NYSE осуществила слияние с крупным оператором системы электронных торгов Archipelago Group. Объединенная компания NYSE Group получила возможность вести деятельность в сфере электронных торгов ценными бумагами, котирующимися на NASDAQ, а также внебиржевыми акциями. Кроме этого объединение двух компаний принесло NYSE Group укрепление своих позиций на рынке дериватов и биржевых фондов, а также позволило провести IPO.

Стоит отметить, что проведение первичных публичных предложений акций в последние годы стало тенденцией для биржевых компаний. Периодические переходы торгов по каким-то акциям с одной биржи на другую воспринимаются  выигравшей стороной как небольшая «победа».

Можно утверждать, что Интернет-пузырь 2000 года позволил NYSE возвратить потерянное некогда влияние и в даже обогнать NASDAQ. NYSE гораздо ближе подошла к заветной цели о мировом господстве на фондовом рынке. Это подтверждает слияние компании с Euronext (оператором площадок в Париже, Лиссабоне, Брюсселе и Лиссабоне) и биржи деривативов LIFFE в Лондоне. Результатом  такого слияния станет, как полагают эксперты, возникновение  первой глобальной биржи с самым большим объемом торгов. Кроме того, NYSE распространяет свою деятельность в Азии, приобретая  в 2007 году 5% акций Национальной фондовой биржи Индии и объявив об альянсе с фондовой биржей в Токио.

В это время главный конкурент Нью-Йоркской фондовой биржи система NASDAQ добилась лишь покупки пакета 30 процентов акций Лондонской фондовой биржи. Что никак нельзя считать серьезной претензией на мировое господство в сфере торговли на рынке ценных бумаг.

Однако то, что за 36 лет существования система NASDAQ стала для американцев больше, чем просто электронной биржей, а частью национальной культуры – поражает! Обе компании олицетворяют для жителей США историю биржевого рынка страны, но каждая несет свое лицо и придерживается своих традиций. Пусть на Уолл-стрит властвует NYSE,  в торговый зал которой никогда не будет допущен человека без галстука. Зато NASDAQ спонсирует больше половины игр Национальной футбольной лиги США, привлекая внимание крупных инвесторов.